24 июня 2008г.
В кулуарах круглого стола обозреватель "Русского журнала" поймала директора знаменитой физико-математической школы имени А.Н.Колмогорова Анатолия Часовских. В этой известной на всю страну школе-интернате учатся триста старшеклассников, обладающих выдающимися способностями в области естественных наук, которые приехали из разных уголков России. Было интересно узнать, с какими проблемами сталкивается сегодня эта главная "кузница естественнонаучных мозгов" страны.
- Чего не хватает вашей школе?
- Не хватает государственной поддержки. Наша школа складывалось в начале шестидесятых годов, и тогда ее образовало государство. Как говорят, умереть до того, как дочь дожила до пенсии, - это предательство.
- Можно сказать, что государство вас бросило?
- Ну, не то чтобы бросило, но на некоторое время забыло. Конечно, мы получаем деньги на питание школьников, на зарплату преподавателям, немножко - на "коммуналку", иногда на безопасность. Но все остальное - благодаря спонсорам. И наша особая система отбора одаренных ребят ("летняя школа" тоже) держится только на спонсорах. Мы до сих пор каждый год выезжаем в сорок-пятьдесят регионов и привозим оттуда детей. К нам поступают ребята из Сибири, с Дальнего Востока, часто переводятся из таких же школ в Новосибирске или в Екатеринбурге. Конкурс по-прежнему составляет десять человек на место. Берем хороших ребят. Но все эти поездки по стране финансируется спонсорами.
- А спонсоры, это, конечно же, ваши выпускники?
- Да. Большинство спонсоров - наши выпускники.
- Сколько в стране школ, подобных вашей? Берут ли с вас пример?
- Такая система охватывает всю страну. Но школ федерального уровня - четыре: в Москве, Новосибирске, Петербурге и Екатеринбурге. На региональном уровне подобные учебные заведения открываются во многих краевых центрах. И за границей берут с нас пример. Правда, там в образование вкладывают другие деньги. В Тайланде есть Королевская школа, построенная по нашим принципам. Недавно Бусанская школа в Корее была преобразована в Корейскую государственную школу. Государство признало ее большие успехи. Финансирование там в десятки раз больше, чем в обычной школе.
- То есть главная проблема для вас - финансирование?
- Это одна из проблем. Ведь часто самые талантливые люди из глубин народа, и пробиться им крайне сложно. Мы пытаемся им помочь. Приезжаем в глубинку, привозим их в Москву, помещаем в среду, где им не нужно думать о питании, проживании, а нужно просто учиться.
- Раз ваша школа государственная, значит, бесплатная для учеников?
- У нас есть родительский взнос - 1700 рублей в месяц (деньги идут на "коммуналку"). Те, кто не может платить, не платят. У нас есть программа поддержки выпускников, и за них платят спонсоры.
- Если проблема денег не главная, что вас волнует еще?
- Сейчас не менее важной, чем проблема образования, является проблема воспитания. Превалирует прагматизм. И если еще совсем недавно мы переживали, что наши ребята в своей массе идут не в науку и образование, а в бизнес, то сегодня бизнесу они предпочитают политику.
- И ваши выпускники тоже стремятся в политику?!
- Представьте себе, что да. Наши победители всероссийских олимпиад по информатике, например, уже настроились на занятия политикой
- А что тут можно сделать с помощью воспитания?
- Очень многое. Но для этого нужны одаренные профессиональные воспитатели. Например, приглашаю я в школу выдающегося ученого и прошу детей прийти на лекцию. Они говорят: а нам это не нужно. А если воспитатель хороший, он убедит класс, что это нужно. Они пойдут на эту лекцию всем классом, а потом скажут: "Как же мы ошибались!"
Просто потребность к саморазвитию нужно воспитывать. Если этого нет, то идеалом, к которому нужно стремиться, будет лишь поступление в МГУ. Но это же не спорт. Нужно постоянно совершенствоваться, а поступление - это только хороший старт.
Воспитатель может научить человека самостоятельно работать. Он иногда может из одних детей сделать совсем других. У нас есть, например, два класса: один состоит из отборных "информатов", а другой - вроде ничего особенного, середняцкий. Так вот, мы поставили к "информатам" чистых педагогов, просто хороших учителей. А середнякам дали отличного воспитателя. И за счет того, что середняки старались, хотели стать лучше, к концу обучения эти два класса сравнялись. Они и в вуз поступили лучше, и у них больше перспектив: они научились самостоятельно работать, нацелены на образование. И неизвестно, из кого больший выйдет толк.
- Куда поступают ваши выпускники?
- 85 процентов - в МГУ, часть - в Физтех.
- А многие уезжают за границу?
- Даже если они не уезжают, то работают "там", а живут здесь. Некоторые живут здесь, а работают на западные фирмы. Да и вообще сейчас можно сказать, что только эти фирмы нашу науку и поддерживают. А если у кого-то остаются силы, они преподают в вузах или у нас в школе.
- Сколько у вас победителей всероссийских олимпиад?
- В этом году по одной информатике тринадцать человек. Есть победители по математике. Очень приятно, что к нам поступил девятиклассник, который завоевал абсолютное первое место по математике среди девятых классов.
- Сколько государственных денег не хватает школе Колмогорова?
- Понимаете, у нас, во-первых, устарели коммуникации, а во-вторых, нет современного оборудования в физических лабораториях. Я спросил своих преподавателей, сколько им нужно, чтобы сделать современный физический практикум. И получил ответ: пятнадцать миллионов.
-То есть деньги нужны в основном для физических лабораторий?
- Да. Химики и биологи пользуются университетской лабораторной базой. Мы используем близость с университетом и вообще ждем, что нам построят дома рядом с МГУ. Профессора будут приходить к нам пешком.
Мы считали бюджет в целом, и в принципе сто миллионов в год будет нормально. Сейчас у нас с большим напрягом получается около пятидесяти (я говорю только о государственных деньгах).
Наша проблема еще и в том, что мы оказались вне юридического поля: внутри МГУ, но вне Министерства образования. И поэтому все программы, которые идут через министерство, до нас не доходят. Скажем, бесплатное программное обеспечение. Сейчас, спасибо большое Виктору Антоновичу Садовничему и руководителю Федерального агентства, нам выдали программное обеспечение бесплатно.
- Казалось бы, такая школа, как ваша, должна иметь особый статус и особо финансироваться?
- Сейчас как раз мы, четыре школы - наша, Петербургская, Новосибирская и Екатеринбургская, пишем письмо президенту. Цель - чтобы по этим школам было принято особое постановление правительства. Так было в советские времена, когда в 1989 году по этим школам было принято специальное постановление и финансирование было достаточным по всем позициям. Правда, счастье длилось совсем недолго.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.russ.ru.