Математику люблю с детства. Подумать над
заковыристой задачкой и пообсуждать ее - удовольствие! Математические
олимпиады помогли понять, что я такой не один. В поисках интересных
собеседников перебрался в 1971 из сельской школы в Казахстане через
Заочную математическую школу в физматшколу-интернат при МГУ, а потом и на
мехмат МГУ. 9 лет в Москве у школьника-студента-аспиранта интереса к
задачкам отбить не смогли. Одной такой, решенной еще на 5 курсе, хватило
на кандидатскую.
Подался в 1980 в преподаватели, и за 10 лет в энергоинституте г. Иваново
умудрялся не раз вызывать интерес к математике даже у легкомысленных
абитуриентов и хозяйственных студентов-вечерников.
Потом вдруг подросли свои дети и стали кричать "Папа, дай
задачку". Брал из книжек, а когда не хватало - придумывал свои. На задачки
слетелись друзья детей, получился первый, еще домашний, но самый мой
лучший математический кружок 1993 года. И все пошло по второму кругу: дети
и кружковцы стали с удовольствием разъезжать по олимпиадам и турнирам в
России и за границей. Сын Данил по стопам отца взял "бронзу" на IMO (Международной
Математической Олимпиаде школьников). Чтоб не отстать, я стал тоже ездить
- как автор задач и член жюри. Я и дети ездили часто в разные места, но
летом собирались в Кировской летней математической школе, где я учил, а
дети учились (а сыновья успели и попреподавать).
Между делом немного программировал, что и привело меня в
1995 году в некую фирму в Швеции. Несколько лет сочетал работу наездами
здесь с математикой наездами в Росcии. Постепенно выяснилось, что
математики здесь еще нужнее, так что в 1999 приехали сюда постоянно всей
семьей. Теперь сын Максим преподает математику в школе Сони Ковалевской,
сын Данил помогает поддерживать сайт Турнира
городов в Швеции, а дочь Валентина уже завоевала для Швеции три
бронзовые медали на IMO и помогла организовать олимпиаду "Математический квадрат".
Сам же я с помощью здешних друзей приобщил Стокгольм к Международному математическому
турниру городов, вел и веду кружки среди русских и шведских школьников
и не теряю надежды организовать расширенное воспроизводство интересных
собеседников. Три года работы доцентом математики в KTH
показывают, что это можно, хоть и не просто.
Сайт Александра Шаповалова
Информация взята с edu.sweden4rus.nu