9 декабря 2003г.
Сорок лет назад, в 1963 году, был создан знаменитый Колмогоровский интернат для одаренных старшеклассников. В 60-х аналогичные школы-интернаты открылись при Новосибирском, Ленинградском и Киевском университетах. Одной из главных задач было поднять общий уровень преподавания естественнонаучных дисциплин. Идея Колмогорова заключалась в том, чтобы отбирать учащихся для этих школ вне крупных городов и научных центров.
В 1988 году школе было присвоено имя академика А.Н. Колмогорова и на ее базе создан специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) МГУ. За 40 лет школу закончило более шести тысяч человек. Большинство из них продолжили образование в МГУ. В их числе около пятисот кандидатов и более ста докторов наук, члены Российской академии наук, депутаты Госдумы, бизнесмены... Сегодня в школе учится около 350 человек и работают 96 преподавателей. Учиться здесь трудно: с утра до трех часов уроки; после обеда - спецкурсы, спецсеминары, факультативы. И так до ужина. А потом нужно делать уроки.
С директором Школы имени А.Н. Колмогорова, кандидатом физико-математических наук Анатолием Часовских беседует обозреватель "Известий".
Одаренных детей - один на 750 тысяч
- Как вы отбираете детей?
- Это одно из достижений нашей школы. Оно было придумано отцами-основателями. Представители экзаменационной комиссии выезжают примерно в 40 регионов страны и проводят там экзамены, по результатам которых мы и набираем детей. При этом сегодня многие одаренные ребята, живущие в глубинке, не имеют возможности поехать учиться в Москву: нет денег.
- Как можно разрешить эту ситуацию?
- Сейчас в образовании появилось понятие "грант". Но гранты дают только одаренным студентам для обучения в вузе. Может, стоило бы предоставлять их и талантливым школьникам из глубинки. Чтобы они могли приехать для учебы к нам в школу. Ведь по-настоящему одаренных детей очень мало. Давать же грант после окончания школы таким детям уже поздно: они останутся теми Ломоносовыми, которые пешком к нам не дойдут. Мы просто теряем треть талантов.
- Вы говорите, что одаренных детей очень мало?
- Соотношение примерно один - к десяткам тысяч. Можно судить по Москве, в которой есть примерно три (из полутора тысяч) школы, в которых добиваются серьезных успехов в физике и математике... Соотношение: один к 750 тысячам. При этом не все, кто учится в этих школах, "одаренные". Просто у каждого свой график развития. У одного способности проявляются на более ранней стадии: он развивается до какого-то момента, достигает своего потолка, но после этого останавливается. А те ребята, которые казались ниже его по развитию, его обогнали: стали докторами, академиками... Разглядеть такого человека - самое трудное.
- Ваши экзамены проходят в форме тестирования?
- Нет конечно. Наш экзамен разветвленный: это и решение задач, и устное собеседование; письменный тур, устный тур. У нас есть двухгодичные (10-11-й классы) и одногодичные (одиннадцатиклассники) курсы.
Мы, конечно, могли бы отбирать 10 безусловно талантливых ребят и работать только с ними. Но нужно создать коллектив, в котором что-то "сварится".
Учащиеся Московского университета
Очень важно, что сегодня наша школа является структурным подразделением Московского университета. Мы можем приглашать преподавателей из МГУ: наши "учителя" читают лекции на мехмате, на ВМК, на физфаке... И еще: наши дети называются "учащимися Московского университета". Это единственная такая школа. Тем, кто учится у нас на "4" и "5", выпускные экзамены засчитываются как вступительные.
В век биологии
- С этого года в вашей школе, помимо физико-математических (внутри них есть компьютерно-информационные) и химических классов, появились и биологические?
- Это не просто биология, а сочетание математики, компьютеров, генетики... Сейчас очень нужны математики, которые потом проводили бы исследования в области генной инженерии. Если наша школа открылась благодаря развитию оборонной отрасли и космоса, потом развивалась благодаря всплеску информатики, то сегодня в центре внимания генная инженерия.
Историк Юлий Ким
- А как ваши дети относятся к гуманитарным предметам?
- Замечательно. Когда-то в интернате преподавателем истории и обществоведения работал Юлий Ким. Он очень любил работать именно с математиками. Выступая недавно у нас с концертом, он вспоминал о своей работе. О том, например, как на уроке назначал кого-то из учеников "субъективным идеалистом". Все остальные должны были этого "идеалиста" завалить: задать такие вопросы, которые поставили бы его в тупик. Но дело в том, что он специально выбирал такого сообразительного "идеалиста", что завалить его было невозможно. В итоге оказывалось, что "субъективный идеалист" был самым умным.
- В общем, "подрыв" марксистской идеологии происходит прямо на уроке...
- Да (Смеется.). За эти "проказы" Юлий Ким сильно страдал: с ним проводились "административные" беседы, и в итоге все закончилось тем, что он подписал одно из обращений к международным организациям, после чего был уволен отсюда. Несмотря на это, у него остались самые лучшие воспомнания о Колмогоровской школе.
Трудности
- Конечно, мы испытываем трудности в материальном плане. У нас учатся дети, которым нужно и хорошее обеспечение учебного процесса, и компьютеры, и экспериментальная база, и нормальные жилищные условия... Спасибо университету и ректору, который лично нас курирует! Нам выделялись деньги даже из Президентского резервного фонда. Помогают и выпускники, достигшие успехов в бизнесе... Мы отремонтировали общежитие, купили новую мебель. Но средства нужны для модификации учебного процесса... А такая статья расходов не предусмотрена. Новосибирский СУНЦ финансирует Академгородок (они помогают в организации летних школ). У нас, к сожалению, этого нет.
Психологические проблемы
- Известно, что у одаренных подростков множество психологических проблем...
- У нас работает психолог, который занимался исследованием характеров таких детей. Так вот, среди наших учеников не оказалось ни одного человека с характером, который был бы подвержен влиянию окружающих. То есть у каждого сильная индивидуальность, которую он не подчиняет никому. Они замечательные: у них есть стремление к совершенству, понимание прекрасного. Но у каждого это происходит по-своему. Общий путь для движения найти тяжело.
Корейцы учатся у СУНЦ
- Недавно мы подписали протокол о намерениях с южно-корейской школой в городе Пусан. В прошлом сентябре они открыли школу-интернат, аналогичный нашему. Раньше в Корее таких интернатов не было. Корейцы сейчас вкладывают огромные деньги в образование. Есть "Tурнир юных физиков", заключительный тур которого проходил в Швеции. Корейцы в этом году получили первое место.
Олимпиады и тесты
- Вы считаете, что олимпиады и турниры - критерий успеха в том или ином предмете?
- Олимпиады имеют свои недостатки. Не все умеют быстро решать задачи. Колмогоров, например, это умел. Но многие ученые решают сложнейшие задачи, делая это очень долго. И не надо думать, что первое лучше второго. Для науки больше сделали тугодумы.
- В связи с этим: ваше отношение к Единому экзамену, построенному на тестах и на письменных заданиях на скорость?
- Система вступительных экзаменов, конечно, не идеальна. Но тестирование еще менее идеально. В ряде стран показано, что это не слишком успешный способ отбора детей. Кроме того, для таких школ, как наша, тестирование просто губительно. Представьте себе: приезжает к нам ребенок из глубинки. Ни литературы, ни истории он не знает, но очень многого может добиться в математике. Попробуйте за два года обучить его всему, включая литературу и русский язык (подготовить к ЕГЭ)... Это невозможно. К таким школам, как наши, нужен особый подход.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.inauka.ru.